Подростковый психолог Колесников евгений
Головоломка 2
Психологический разбор: что происходит с героиней и какой смысл закладывали создатели
С языка оригинала название мультфильма “Inside Out” переводится как “Наизнанку”. Дословный перевод больше отражает суть происходящего с героиней.
Оглавление
1. Цель разбора
2. Коротко о первой части
3. Что происходит с Райли?
  • Внутренняя гармония младшего школьника
  • Пубертат
  • Разрушительные последствия
  • Смена ведущего вида деятельности
  • Потребность в одобрении и роль тревоги
  • Убеждения о себе и самооценка
  • Регуляция эмоций
  • Принятие себя
4. Какой смысл закладывали создатели
5. Некоторые оговорки
6. Обо мне
1
Цель разбора
Я хочу обратить внимание родителей на сложность взросления для самих детей. Мы в первую очередь видим внешние изменения в поведении и думаем, как нам не комфортно.

Обе части показывают процессы, которые не зависят от воли человека. Хочет ребенок или нет, у него начнётся пубертат.

Это может быть пугающе неприятно. Ребенок понимает, что он уже не будет прежним.

Я выделяю те психологические темы, которые подняты создателями.
Если не любите спойлеры, посмотрите сначала мультфильм.
2
Коротко о первой части
Первый мультфильм вышел в 2015-м году.

Из описания:
“В голове у обычной 11-летней школьницы Райли живут пять базовых эмоций: Радость, Грусть, Страх, Гнев и Отвращение. Каждый день они помогают девочке справляться с проблемами, руководя всеми её поступками. Вдруг выясняется, что Райли с родителями предстоит переезд из небольшого уютного городка в шумный и людный мегаполис. Каждая из эмоций считает, что именно она лучше прочих знает, что нужно делать в этой непростой ситуации, и в голове у девочки наступает полный хаос.”
Обложка к первой части
Вторая часть вышла в этом году. Здесь Райли 13 лет.

Оба мультфильма снимались с привлечением научных консультантов:
  • профессор Калифорнийского университета и эксперт в области эмоций Дачер Келтнер.
  • доктор Лиза Дамур, клинический психолог и автор книги под названием «Эмоциональная жизнь подростков».
3
Что происходит с Райли?
Внутренняя гармония младшего школьника
В начале мультфильма у нас еще “старая” Райли. Радость, гнев, страх, отвращение, печаль живут в гармонии. Каждая эмоция проявляет себя в нужном месте и в нужное время.

Гнев, страх, отвращение защищают героиню от опасности и нарушения ее интересов. Печаль позволяет во всей полноте переживать разочарования.

Благодаря этому мы видим, что Райли ведет себя “адекватно” своему внутреннему состоянию в каждой ситуации. Когда есть опасность - она злится. Когда ее расстраивают, печалится. Когда добивается “успеха” - радуется. На психологическом языке это называется "конгруэнтность".
Пубертат
Дальше у Райли начинается период полового созревания и это запускает серьезную внутреннюю перестройку.

Завершается эпоха младшего школьного возраста и начинается подростковый. В реальности переход наступает в 9-10 лет. Но допустим, что у отдельно взятого человека этот процесс может быть и в 13.

С точки зрения возрастной психологии, личность Райли поменяется как целое в своем внутреннем развитии.
Райли должна стать другим человеком в результате возрастной перестройки. Нам показывают этот процесс.
Разрушительные последствия
Половое созревание показан как разрушающий и болезненный процесс через использование образа бесцеремонной и не очень аккуратной строительной бригады.

Ворвались рано утром, когда все старые эмоции спали. Разрешения не спрашивали. Старый пульт управления эмоциями снесли, новый поставили. Ничего не объясняли, инструкций нет. Оставили после себя бардак.

Создатели второй Головоломки показали, что половое созревание не только приводит к психологическим, физическим и гормональным изменениям, но и влияет на развитие мозга.
Пульт управления эмоциями, кнопка "Пубертат" и новые эмоции

Эмоциональная чувствительность в образе “пульта управления эмоциями” повышена.

Нам показали, что мозг развивается неравномерно. Часть мозга, которая отвечает за самоконтроль, отстает от части мозга, отвечающей за эмоции.
Это проявляется в избыточной реакций в обычных ситуациях.

Следом приходят более сложные эмоции: тревога, смущение (стыд), зависть, хандра (скука).
Смена ведущего вида деятельности
Сферы жизни и интересы Райли представлены в образе “островов личности”: ”остров семьи”, “остров дружбы”, ”остров бойсбендов”, “остров озорства”.

Значимость сфер у ребенка с возрастом меняется: “Остров бойсбендов распался”.

В подростковом возрасте ведущий вид деятельности дружеское общение. Именно дружеское общение наиболее сильно повлияет на развитие ребенка, реализацию своего потенциала и перестройку личности.

Эту смену показали через изменение значимости семьи - “Остров семьи” стал маленьким. Его заслоняет “Остров дружбы”. Повзрослевший ребенок включается в “новые социальные группы и получает новое представление о себе”. Именно это и происходит с Райли.
Потребность в одобрении и роль тревоги
Райли попадает в новую для себя социальную среду. Основная цель подростков - сформировать чувство принадлежности к кругу сверстников.

Как любой здоровый человек, она нуждается в одобрении другими. Нам важно быть принятыми. Мы боимся негативной оценки и отвержения. В подростковом возрасте эти потребности обостряются.

Мультфильм показывает двойственную роль тревоги:
  1. Позитивная. Помогает избегать негативных последствий в будущем. Главной причиной тревоги Райли является страх, что у нее не будет друзей в старшей школе. Это разумный повод для беспокойства.
  2. Негативная. Чрезмерная тревога рисует катастрофическое нереалистичное будущее. Это подталкивает к неадекватным ситуации поступкам.
Действия Райли полны типичной подростковой неловкости, но тревога и другие новые эмоции персонажей направлены на помощь в достижении новых целей.
В целом, беспокойство нормально и говорит о значимости какого-то события в жизни.
Тревога
Убеждения о себе и самооценка
На основе жизненного опыта у человека формируются устойчивые взгляды о себе и об окружающем мире, определяющие отношение к действительности - убеждения.
Например, у Райли есть убеждение “Я хороший друг”, и она ведет себя как "хороший друг".

Мы видим, как по ходу мультфильма у Райли меняются убеждения о себе. Сначала, все, что противоречит позитивным убеждениям, “вытесняется”.
Это проявление незрелости личности, неприятия себя во всей полноте.

Система убеждений о себе называется самооценкой. Процесс изменения этих убеждений - это и есть процесс изменения самооценки.

Райли отвечает на вопрос “Какая новая я?” На основе прежнего опыта и с учетом новой информации о себе.
Регуляция эмоций
В Головоломке 2 показана регуляция эмоций – способы, с помощью которых мы управляем своими эмоциональными реакциями.

Когда тревога берет верх, эмоции из первой части мультфильма закупориваются и подавляются. Подавление может помочь нам справиться с трудными ситуациями, например, когда Райли сдерживает слезы до тех пор, пока не скроется от людей.

Однако есть более эффективные способы регуляции. Например, переосмысление ситуации. Старые и новые эмоции должны найти общий язык, чтобы научиться воспринимать события по-новому.
Принятие себя
В конце мультфильма создатели показали как Райли дала место всему своему опыту: поступкам, качествам, эмоциям. В этом смысле она приняла себя. Она не должна помнить только хорошее, быть только “хорошим другом”. Она разная.

В финальной сцене она как бы стала другим человеком. Состояние Райли поменялось: она расслабилась, задышала более глубоко, прислушилась к своим органам чувств (осязания, слух), стала более естественной.

Мы увидели открытую, искреннюю, честную, естественную и спонтанную Райли. Как она себя чувствовала, так она себя и проявляла. Между внутренним состоянием и внешними проявлениями не было противоречий. Она вернулась к внутренней гармонии.

Принятия себя показан как успешно завершенный процесс у подростка 13 лет. Это было необходимо для демонстрации идеальной картинки, но в жизни это может занимать несколько больше времени.

Фактически, после 14 лет терапии я все еще себя принимаю.
Чем более травматичным был детский опыт, тем больше потребуется усилий.
4
Какой смысл закладывали создатели
Научный консультант мультфильма, профессор психологии Калифорнийского университета в Беркли, Дэчер Келтнер говорит, что дело не только в радости. Нам нужны все эти эмоции в сложной смеси.
“Людям, стремящимся к счастью, также не помешает немного беспокойства, стресса и немного зависти. Необходимо принимать эмоции. Не осуждайте свои эмоции. Не надо сразу принимать таблетки. Вместо этого просто прислушайтесь к эмоциями".
Широко распространено заблуждение, что полезно испытывать только позитивные эмоции. В долгосрочной перспективе это не так. Для человека нормально сложное самоощущение, охватывающее все эмоции и воспоминания. Тревога, стыд, зависть, скука - не особенно приятны, но они ценны. Они защищают и способствуют росту.
По словам Лизы Дамур, клинического психолога и автора бестселлера "Эмоциональная жизнь подростков", это ключевой посыл фильма. Широко распространено заблуждение, что полезно испытывать только позитивные эмоции. В долгосрочной перспективе это не так.
Идея в том, чтобы признать свои недостатки и при этом считать себя ценным и достойным любви.
Некоторые оговорки
Мультфильм сужает реальную картину, что не отменяет его ценности.
  1. Понятие "эмоция" перемешено с понятием "эмоциональное состояние". Радость, гнев, печаль, тревога, хандра (скука) - более продолжительные по времени явления, чем эмоции. Это характерно для состояний.
2. Отражен узкий диапазон эмоций/ состояний. Научные консультанты мультфильма говорят о 22 эмоциях. В двух мультфильмах суммарно показаны 9.
3. Один персонаж - одна эмоция. Это упрощение ситуации. Фактически эмоции как бы смешиваются друг с другом. Гнев может быть смешан с печалью, радость с тревогой и т.д.
4. На самом деле в подростковом возрасте у нас не возникает внезапно дополнительных эмоций, но наши эмоциональные переживания более интенсивны и менее стабильны, чем в зрелом возрасте.
5. Акцент на негативных эмоциях. Создается ощущение, что подростковый возраст - это только тьма. Это тоже совсем не так. Из позитивного в подростковом возрасте больше смелости и романтической влюбленности.
Обо мне
Консультация подросткового психолога
Меня зовут Евгений Колесников. Я подростковый психолог с опытом консультирования 1000+ часов.

Консультирую родителей и подростков индивидуально и совместно для улучшения отношений и проживания подросткового периода продуктивно и с удовольствием для всех сторон.

Чтобы узнать подробнее обо мне и консультациях, нажмите на кнопку ниже и у вас откроется сайт с информацией.
Узнать подробнее
Made on
Tilda